МОИМ СТУДЕНТАМ:
 
 
   19.11.2013   14 935   4  

Доля рынка


Доля рынка Один из основных показателей, применяемый при оценке конкурентоспособности компаний – доля рынка. Это простой, но объективный показатель эффективности работы фирмы. Может быть так, что на первый взгляд компания развивается ну просто идеально: прибыль растет, темп продаж также повышается, бренд становится все более узнаваемым. Но если при этом доля рынка невелика, то перспективы развития бизнеса представляются достаточно сомнительными. Поэтому всегда при анализе маркетинговой работы фирмы нужно отслеживать ее долю рынка, а также доли рынка ближайших и/или сильнейших конкурентов.

Формула доли рынка

Ниже показано, как считать долю рынка по простой методике:

Формула доли рынка

где: Др– доля рынка, %;
Qн – объем продаж (сбыта) нашей или другой анализируемой компании. Может исчисляться как натуральном выражении (шт.), так и в стоимостном выражении (руб.);
Qобщ – общий объем продаж на рынке. Также может быть выражен как в штуках, так и в рублях.

Пример расчета доли рынка

В городе работают 3 магазина бытовой электроники. За год объемы продаж в магазине A составили 15 млн. руб., в магазине B – 20 млн. руб, а в магазине C – 25 млн. руб. Рассчитаем долю рынка для магазина A:

Пример расчета доли рынка

Таким образом, доля рынка магазина A – 25%.

Область применения показателя рыночной доли

Доля рынка позволяет оценить две крайне важные вещи. Во-первых, динамика доли рынка по годам показывает успешность развития компании во времени. Во-вторых, расчет и сравнение доли рынка компании и других фирм, предлагающих аналогичную продукцию в данном регионе, показывает конкурентоспособность данной компании.

Особенности показателя доля рынка

  • доля рынка может рассчитываться на основе:
  1. стоимостных показателей (объемы реализации продукции в руб.);
  2. натуральных показателей (объемы продаж в шт.);
  3. количества клиентов.
  • долю рынка можно считать как относительно общих объемов продаж, по рынку в целом, так и относительно объема продаж сильнейшего конкурента (конкурентов).

Галяутдинов Р.Р.


 © Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.


Орфография

Нашли опечатку? Помогите сделать статью лучше! Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Цитирование

Библиографическая запись для цитирования статьи по ГОСТ Р 7.0.5-2008:
Галяутдинов Р.Р. Доля рынка // Сайт преподавателя экономики. [2013]. URL: http://galyautdinov.ru/post/dolya-rynka (дата обращения: 23.01.2017).

Еще можно почитать:


КОММЕНТАРИИ
#1 Тата ***   (гость) 22:35:15 01-04-2015

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Вы пишете, что рассчитать долю рынка можно 3 способами. Меня интересует 3 способ - на основе количества клиентов, как именно рассчитывать? Если можно на примере расчета организаций (мне неизвестны объемы продаж). Татьяна. Спасибо.

#2  Руслан Рамилевич 23:04:13 01-04-2015

Здравствуйте, Татьяна!

Доля рынка по количеству клиентов, в самом общем виде, рассчитывается аналогично: количество приверженцев Вашей торговой марки (эти данные можно получить, к примеру, проведя опрос) делится на общее количество потребителей данной категории товаров, и умножается на 100%.

Например, у Вас есть промышленное предприятие, которое выпускает какие-то детали. Эти детали у него приобретает 8 электро-технических компаний. При этом в данном регионе насчитывается 32 компании работающие в данной отрасли, которые потенциально могут быть клиентами Вашего предприятия.
Тогда доля рынка будет равна: (8/32)*100 = 25%. Конечно, это очень упрощенный подход, верный лишь при условии, что 8 Ваших клиентов не приобретают часть аналогичных деталей у конкурентов.

Как вариант, можно рассчитать долю рынка по потреблению: Др = ПМ x ППМ x ИПМ, где:
ПМ - проникновение марки на рынок (% клиентов совершивших хотя бы 1 покупку товара Вашей марки, от общей численности потребителей данной категории товаров);
ППМ - повторное приобретение марки (% повторных покупок среди тех клиентов, что уже приобретали товар Вашей марки хотя бы 1 раз);
ИПМ - интенсивность потребления марки (находится как отношение среднего числа покупок товара Вашей марки клиентами совершившими повторные покупки, к среднему числу покупок товаров-аналогов другими группами потребителей).

Но эта формула больше подходит для ходовых товаров, с непродолжительным жизненным циклом (бытовая химия, продукты и пр.).

#3 Тата ***   (гость) 23:22:07 01-04-2015

Можно ли по первому методу рассчитать мою ситуацию, потому что второй метод видимо не подходит. Мои данные: компания занимается розничной торговлей тканей и штор. В городе 23 магазина занимающихся текстильной продукции: 12 из них занимаются только тканями, 11 - только шторами. Какие данные нужно использовать, или необходима еще информация. Может первый метод мне тоже не подходит?Спасибо!

#4  Руслан Рамилевич 20:12:34 02-04-2015

Татьяна!

По имеющимся у Вас данным объективно долю рынка не посчитать.

Можно провести анкетирование среди жителей региона (если речь идет о покупателях - физических лицах), с целью выяснить: 1) приобретают ли они такую продукцию; 2) отдают ли они предпочтении продукции данной компании или другой?

Например: в регионе (городе) проживает 50 000 семей. По результатам опроса установили, что 80% в этом году приобретали или планируют, шторы и/или текстиль. Из этих 80%, еще 20% ответили, что предпочитают продукцию данной компании. Тогда: 50 000 x 0.8 x 0.2 = 8 000 - наши клиенты. А доля рынка компании - 20%.



  ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ:

  Авторизуйтесь, пожалуйста:   
 

* Внимание! В гостевом режиме все комментарии проходят модерацию.
   Если при авторизации произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

 

 
   
Формулы ФОРМУЛЫ
Термины ТЕРМИНЫ
Бухучет БУХУЧЕТ
Налоги НАЛОГИ
Статистика СТАТИСТИКА
Биографии БИОГРАФИИ
Задачи ЗАДАЧИ
ENGLISH
  Галяутдинов Руслан Рамилевич

ГАЛЯУТДИНОВ
Руслан Рамилевич

старший преподаватель экономических дисциплин (маркетинг, логистика, рынок ценных бумаг)... подробнее

Почта
 
 
 
Курсы валют ЦБ РФ
СейчасБудет
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Товарные рынки
BIDASK
Золото0.000.00
Серебро0.000.00
Платина0.000.00
Нефть Brent0.000.00
  Обзорные лекции к ГОСам по специальности 'Экономика и управление на предприятии' Решение задачи коммивояжера онлайн