Warning: strpos(): Offset not contained in string in /var/www/u8030698/public_html/galyautdinov.ru/includes/post.php on line 81

Доля рынка Один из основных показателей, применяемый при оценке конкурентоспособности компаний – доля рынка. Это простой, но объективный показатель эффективности работы фирмы. Может быть так, что на первый взгляд компания развивается ну просто идеально: прибыль растет, темп продаж также повышается, бренд становится все более узнаваемым. Но если при этом доля рынка невелика, то перспективы развития бизнеса представляются достаточно сомнительными. Поэтому всегда при анализе маркетинговой работы фирмы нужно отслеживать ее долю рынка, а также доли рынка ближайших и/или сильнейших конкурентов.

Формула доли рынка

Ниже показано, как считать долю рынка по простой методике:

Формула доли рынка

где: Др– доля рынка, %;
Qн – объем продаж (сбыта) нашей или другой анализируемой компании. Может исчисляться как натуральном выражении (шт.), так и в стоимостном выражении (руб.);
Qобщ – общий объем продаж на рынке. Также может быть выражен как в штуках, так и в рублях.

Пример расчета доли рынка

В городе работают 3 магазина бытовой электроники. За год объемы продаж в магазине A составили 15 млн. руб., в магазине B – 20 млн. руб, а в магазине C – 25 млн. руб. Рассчитаем долю рынка для магазина A:

Пример расчета доли рынка

Таким образом, доля рынка магазина A – 25%.

Область применения показателя рыночной доли

Доля рынка позволяет оценить две крайне важные вещи. Во-первых, динамика доли рынка по годам показывает успешность развития компании во времени. Во-вторых, расчет и сравнение доли рынка компании и других фирм, предлагающих аналогичную продукцию в данном регионе, показывает конкурентоспособность данной компании.

Особенности показателя доля рынка

  • доля рынка может рассчитываться на основе:
  1. стоимостных показателей (объемы реализации продукции в руб.);
  2. натуральных показателей (объемы продаж в шт.);
  3. количества клиентов.
  • долю рынка можно считать как относительно общих объемов продаж, по рынку в целом, так и относительно объема продаж сильнейшего конкурента (конкурентов).

Источники
  1. Галяутдинов Р.Р. Личный архив лекций и практических заданий. 2012-2020 гг.