Одна из самых простых и достаточно универсальных методик расчета емкости рынка — на основе потребительского принципа. Или иначе расчет емкости рынка на основе нормы потребления. Как ясно из названия, вычисление возможного объема реализации товаров здесь основано на среднем количестве приобретаемых потребителями продукции и услуг, то есть на норме потребления. Зная численность населения в исследуемом регионе и норму потребления товара, спрогнозировать емкость рынка не составит большого труда.
Формула расчета емкости рынка по норме потребления
Для вычисления емкости рынка по норме потребления используется следующая формула:
где: Чн — общая численность населения в регионе, для которого необходимо рассчитать емкость рынка, чел.;
Дм — доля лиц, которые по каким-либо причинам не могут быть потребителями нашего товара (обратите внимание, что это именно доля, а не процент!);
Дп — доля лиц, являющихся потребителями нашего товара;
Нп — среднегодовая норма потребления (или средняя норма потребления за любой иной период, для которого нужно рассчитать емкость рынка).
Если норма потребления в штуках, но рассчитанное значение емкости рынка следует перевести в стоимостное выражение, умножив на среднюю цену товара.
Узнать среднегодовую норму потребления можно по данным продаж торговых посредников, из результатов опроса потребителей и т. п.
Пример расчета емкости рынка по норме потребления
Мясокомбинат планирует начать реализацию своей продукции (колбасы) в городе N. Численность населения этого города — 200 000 чел. При этом по данным проведенного опроса 5% населения — вегетарианцы (а значит, они не могут быть потребителями нашей продукции). Из остальных 95% около 3/4 регулярно покупают колбасы. По данным продаж среднегодовая норма потребления 50 кг на человека. Средняя цена 1 кг колбасы — 250 руб.
Тогда емкость рынка по норме потребления:
Таким образом, годовая емкость рынка колбас в данном регионе — 1,78 млрд. руб.
Область применения данного метода расчета емкости рынка
Применять метод расчета емкости рынка по норме потребления можно, когда дело касается главным образом потребительских товаров, таких как продукты питания, одежда, бытовая химия и т. п. При этом должны быть известны численность потребителей и нормы потребления.
Особенности этого метода расчета емкости рынка
- рассчитанная таким способом емкость рынка — потенциально возможная. По факту она будет меньше, так как обычно кроме нашей фирмы на рынке действуют конкуренты, предлагающие покупателям аналогичную продукцию. Поэтому полученное значение следует помножить на прогнозируемую долю рынка нашей компании;
- вначале следует провести опрос потребителей, чтобы выяснить их среднегодовую норму потребления и желание (а также возможность) приобретать данный товар.
- Галяутдинов Р. Р. Курс лекций по маркетингу
© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.