Еще один метод определения емкости рынка носит название производственного метода. Впрочем, название «производственный метод» скорее сленг экономистов. В научной литературе данный способ расчета емкости рынка встречается под названием «метод, основанный на структурных характеристиках рынка». В основе метода лежит учет объемов производства исследуемой продукции, изменения ее складских запасов, а также ее импорт и экспорт. То есть рассчитывается, сколько продукции реально может поступить в продажу. При этом спрос напрямую не учитывается.

Формула производственного метода

Для вычисления емкости рынка по «производственному методу» используется следующая формула:

Формула емкости рынка (производственный метод)

где: E – емкость рынка;

Q – объем производства рассматриваемой продукции в исследуемом регионе за период;

Vимп. – объем импорта данной продукции за период;

Vэкс. — объем экспорта данной продукции за период;

Vизм. скл. – изменение складских запасов данной продукции за период (объем запасов на начало периода за вычетом объема запасов на конец периода).

Пример расчета емкости рынка производственным методом

В стране производится 2 млн. легковых автомобилей в год. При этом из них 200 тыс. автомобилей экспортируется за границу. В тоже время за год в страну поступает около 800 тыс. иномарок. Количество автомобилей хранящихся на складах и в дилерских центрах на начало года составило 250 тыс. шт., а на конец года возросло до 650 тыс. шт. Средняя стоимость одного автомобиля – 300 тыс. руб.

Найдем емкость рынка автомобилей по «производственному методу» («методу, основанному на структурных характеристиках рынка»):

Пример расчета емкости рынка по производственному методу

Получаем годовую емкость автомобилей рынка 2,2 млн. шт. Умножим эту величину на среднюю цену, чтобы получить емкость рынка в стоимостном выражении. Тогда: E = 2,2 млн. шт. × 300 тыс. руб. = 660 млрд. руб.

Область применения производственного метода

Данный метод расчета емкости рынка применим тогда, когда есть доступ к данным касающимся объемов производства, импорта и экспорта продукции. Его затруднительно или невозможно применить к нематериальным товарам – услугам, работам. Метод сложно использовать в отношении массовой продукции производимой множеством предприятий (слишком велик объем данных, которые необходимо собрать и обработать).

Особенности расчета емкости рынка по данному методу

  • Расчет емкости рынка «производственным методом» возможен только при наличии достоверных данных о производстве, импорте, экспорте и хранении исследуемой продукции;
  • Метод напрямую не учитывает текущий реальный спрос.
Источники
  1. Галяутдинов Р. Р. Курс лекций по маркетингу