Один из основных показателей, применяемый при оценке конкурентоспособности компаний — доля рынка. Это простой, но объективный показатель эффективности работы фирмы. Может быть так, что на первый взгляд компания развивается просто идеально: прибыль растет, темп продаж также повышается, бренд становится все более узнаваемым. Но если при этом доля рынка невелика, то перспективы развития бизнеса представляются достаточно сомнительными. Поэтому всегда при анализе маркетинговой работы фирмы нужно отслеживать ее долю рынка, а также доли рынка ближайших и/или сильнейших конкурентов.
Формула доли рынка
Ниже показано, как считать долю рынка по простой методике:
где: Др — доля рынка (%);
Qн — объем продаж (сбыта) анализируемой компании. Может исчисляться как в натуральном выражении (шт.), так и в стоимостном выражении (руб., долл., и т. д.);
Qобщ — общий объем продаж на рынке. Также может быть выражен как в штуках, так и в рублях (долларах, евро).
Пример расчета доли рынка
В городе работают 3 магазина бытовой электроники. За год объемы продаж в магазине A составили 15 млн. руб., в магазине B — 20 млн. руб, а в магазине C — 25 млн. руб. Рассчитаем долю рынка для магазина A:
Таким образом, доля рынка магазина A — 25%.
Область применения показателя рыночной доли
Доля рынка позволяет оценить две крайне важные вещи.
Во-первых, динамика доли рынка по годам показывает успешность развития компании во времени.
Во-вторых, расчет и сравнение доли рынка компании и других фирм, предлагающих аналогичную продукцию в данном регионе, показывает конкурентоспособность данной компании.
Особенности показателя доля рынка
- доля рынка может рассчитываться на основе:
- стоимостных показателей (объемы реализации продукции в руб.);
- натуральных показателей (объемы продаж в шт.);
- количества клиентов.
- долю рынка можно вычислить как относительно:
- общих объемов продаж (по рынку в целом);
- так и относительно объема продаж сильнейшего конкурента (конкурентов).
- Галяутдинов Р. Р. Курс лекций по маркетингуРасчет доли рынка с помощью «турнирной таблицы // Заметки начинающего маркетолога. URL: http://anna-marketing.blogspot.ru/2010/08/blog-post_19.html (дата обращения: 1.11.2013)
© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.