Для определения емкости рынка используется большое количество методов и инструментов, выбор которых зависит от целей компании проводящей исследование и специфики рынка. Один из подобных методов — расчет емкости рынка на основе индекса исследовательской панели, также известный как метод «Панели Нильсен». Этот метод был разработан американской компанией «Nielsen Holdings N.V.» занимающейся маркетинговыми и социологическими исследованиями.

Формула метода «Панель Нильсен»

Емкость рынка по методу «Панели Нильсен» вычисляется по следующей формуле:

Формула расчета емкости рынка по методу Панели Нильсен

где: Viн — объем складских запасов на начало периода исследования в i-ом магазине;

Viк — объем складских запасов на конец периода исследования в i-ом магазине;

Qi — объем закупок (за вычетом возвращенных товаров) i-ого магазина за период исследования;

N — общее количество магазинов, торгующих исследуемым товаром;

n — количество магазинов входящих в панель;

T — период исследования, в месяцах.

Пример расчета емкости рынка по методу «Панели Нильсен»

В городе имеется 15 магазинов торгующих компьютерными столами. Из них попало в исследовательскую панель и было изучено 3 магазина. Исследование проводилось в течение 6 месяцев.

За это время в первом магазине «Офис-Лайн» было закуплено для реализации компьютерных столов на общую сумму в 150 тыс. руб. В начале периода исследование на складах магазина имелись компьютерные столы на сумму в 300 тыс. руб., на конец периода — на сумму в 220 тыс. руб.

Второй магазин «Мебель Плюс» закупил для реализации продукции на 220 тыс. руб., стоимость складских запасов на начало периода — 180 тыс. руб., на конец периода — 100 тыс. руб.

Третий магазин «FutiStyle»: закупки — 200 тыс. руб., запасы на начало периода — 500 тыс. руб., на конец — 330 тыс. руб. Вычислим емкость рынка по методу индекса исследовательской панели (метод «Панели Нильсен»):

Пример расчета емкости рынка по методу "Панели Нильсен"

Таким образом, емкость рынка компьютерных столов в городе составила 9 000 тыс.руб., или 9 млн. руб.

Область применения метода «Панель Нильсен

При расчете емкости рынка в сфере розничной торговли, когда есть возможность провести исследование по точкам продаж (розничным магазинам) с целью установить объемы реализации товара, а также размер складских запасов на начало и конец периода исследования.

Особенности метода «Панель Нильсен

  • Для использования метода «Панели Нильсен» необходимо провести предварительное маркетинговое исследование, чтобы собрать необходимые исходные данные (объем продаж, размер складских запасов).

Источники
  1. Американская компания, проводящая социологические маркетинговые исследования «Nielsen Holdings N. V.». URL: https://www.nielsen.com/us/en/