Для определения емкости рынка используется большое количество методов и инструментов, выбор которых зависит от целей компании проводящей исследование и специфики рынка. Один из подобных методов — расчет емкости рынка на основе индекса исследовательской панели, также известный как метод «Панели Нильсен». Этот метод был разработан американской компанией «Nielsen Holdings N.V.» занимающейся маркетинговыми и социологическими исследованиями.
Формула метода «Панель Нильсен»
Емкость рынка по методу «Панели Нильсен» вычисляется по следующей формуле:
где: Viн — объем складских запасов на начало периода исследования в i-ом магазине;
Viк — объем складских запасов на конец периода исследования в i-ом магазине;
Qi — объем закупок (за вычетом возвращенных товаров) i-ого магазина за период исследования;
N — общее количество магазинов, торгующих исследуемым товаром;
n — количество магазинов входящих в панель;
T — период исследования, в месяцах.
Пример расчета емкости рынка по методу «Панели Нильсен»
В городе имеется 15 магазинов торгующих компьютерными столами. Из них попало в исследовательскую панель и было изучено 3 магазина. Исследование проводилось в течение 6 месяцев.
За это время в первом магазине «Офис-Лайн» было закуплено для реализации компьютерных столов на общую сумму в 150 тыс. руб. В начале периода исследование на складах магазина имелись компьютерные столы на сумму в 300 тыс. руб., на конец периода — на сумму в 220 тыс. руб.
Второй магазин «Мебель Плюс» закупил для реализации продукции на 220 тыс. руб., стоимость складских запасов на начало периода — 180 тыс. руб., на конец периода — 100 тыс. руб.
Третий магазин «FutiStyle»: закупки — 200 тыс. руб., запасы на начало периода — 500 тыс. руб., на конец — 330 тыс. руб. Вычислим емкость рынка по методу индекса исследовательской панели (метод «Панели Нильсен»):
Таким образом, емкость рынка компьютерных столов в городе составила 9 000 тыс.руб., или 9 млн. руб.
Область применения метода «Панель Нильсен
При расчете емкости рынка в сфере розничной торговли, когда есть возможность провести исследование по точкам продаж (розничным магазинам) с целью установить объемы реализации товара, а также размер складских запасов на начало и конец периода исследования.
Особенности метода «Панель Нильсен
- Для использования метода «Панели Нильсен» необходимо провести предварительное маркетинговое исследование, чтобы собрать необходимые исходные данные (объем продаж, размер складских запасов).
- Американская компания, проводящая социологические маркетинговые исследования «Nielsen Holdings N. V.». URL: https://www.nielsen.com/us/en/
© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.